Территория опережающего социально-экономического развития

28 сентября 2016 года принято постановление Правительства Российской Федерации № 974 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Тольятти».

Постановлением Правительства Российской Федерации определены: виды экономической деятельности, которые допускаются при реализации инвестиционных проектов резидентами ТОСЭР; минимальный объём капитальных вложений резидентов - не менее 20 млн. рублей; требования к потенциальным резидентам в течение первого года после включения в реестр резидентов ТОСЭР «Тольятти» об инвестировании не менее 5 млн. рублей с создание не менее 20 новых постоянных рабочих мест.

Для резидентов ТОСЭР «Тольятти» устанавливаются льготы по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, земельному налогу, а также предусмотрено снижение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 7,6% от фонда оплаты труда и облегченный порядок проведения государственного и муниципального контроля.

Чтобы стать резидентом ТОСЭР «Тольятти» необходимо:
  • зарегистрироваться на территории г.о.Тольятти;
  • заключить соглашения с органами государственной власти Самарской области;
  • иметь намерение реализовать в Тольятти инвестиционный проект, соответствующий требованиям действующего законодательства к потенциальным резидентам ТОСЭР «Тольятти».
ТОСЭР «Тольятти» создается на 10 лет (с возможностью продления еще на 5 лет) и нацелена на создание максимально льготных условий ведения бизнеса для инвесторов, не связанных с градообразующим предприятием, что позволит Тольятти утратить статус «моногорода».


Нормативные документы

1.Порядок заключения соглашения о статусе резидента -Скачать
2. Постановление Правительства РФ о создании ТОР в Тольятти -Скачать
3. Постановление Правительства РФ об особенностях ТОСЭР в моногородах -Скачать
4. ФЗ о ТОСЭР (ст. 34 для моногородов) -Скачать
5. Налог на прибыль. Статья 284 НК РФ -Скачать
6. Письмо Минтруда России о применении пониженных тарифов страховых взносов резидентами ТОСЭР -Скачать
7. Письмо Минфина России о применении пониженных налоговых ставок -Скачать
8. Статья 427. Пониженные тарифы страховых взносов (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)Скачать
9. Закон Самарско области № 2-ГД -Скачать
10. Об освобождении от земельного налога, п.1.2 -Скачать

Презентация

Вопрос-ответ

Результаты опроса

Анкета из 10 вопросов была отправлена на электронные адреса около 1000 предприятий г.Тольятти. В рассылку были включены не только те предприятия, чья сфера деятельности предусмотрена для резидентов ТОСЭР согласно Постановлению Правительства РФ.
Поскольку к участию в проекте ТОСЭР должны быть заявлены только новые инвестиционные проекты, то с такими проектами могут обратиться предприниматели, занимающиеся на сегодня любой законом разрешенной деятельностью.
Интерес к анкете проявили представители 98 предприятий, т.е. возврат составил 10 %.
Среди ответивших и такие крупные предприятия города как ТОАЗ, КУАЗ, СИБУР, и предприятия, численность персонала в которых ограничена одним директором.
Интерес к теме и участию в проекте ТОСЭР «Тольятти».

1. Интересна ли вам тема ТОСЭР «Тольятти», стараетесь ли вы быть в курсе темы?


2. Что Вы думаете о возможности получения статуса резидента для себя?

Очевидно, тема ТОСЭР — один из основных «пунктов» в информационной повестке тольяттинских предпринимателей. Лишь 4.2% ответивших узнали о ТОСЭР из самой анкеты. Для 8.3% тема хоть и знакома, но интереса не представляет.

Для 87.5% ответивших тема ТОСЭР интересна, для 2 из 3 представителей этой категории информации по теме на сегодняшний день недостаточно.

Каждый четвертый из ответивших полагает, что тема ТОСЭР не для него. Более 60% не исключают своего участия. Почти 10% подали или вот-вот подадут заявку, еще 4% собирают необходимые для заявки документы.


О предпочтительных источниках информации.

Между информированностью о проекте и участием в проекте есть прямая связь. Но имеет значение не только степень информированности, но и источники информации, поскольку уровень доверия к ним существенно отличается.

Меньше всего предприниматели ожидают каких-либо разъяснений от депутатов. Относительно темы ТОСЭР доверяют этому источнику информации — 8.3% ответивших на вопросы анкеты.

Больше всего предприниматели доверяют предпринимателям — 50.0%. При этом особенно ценен уже имеющийся опыт взаимодействия предпринимателя с властью, пусть и в других проектах.

Примерно в равной степени пользуются доверием в качестве источников информации по теме открывающихся для предпринимателей участием в ТОСЭР перспектив:
- представители правительства Самарской области — 41.7%,
- представители бизнес-сообществ — 41.7%,
- представители мэрии г.Тольятти — 37.5%.

Мнению и оценкам экспертного сообщества или средств массовой информации доверяет лишь 25% ответивших на анкету предпринимателей.

Даже поверхностный контент-анализ СМИ и ЭСМИ по теме ТОСЭР показывает, что в настоящее время чуть ли не единственным источником информации по теме является мэрия г.Тольятти.

О перспективах, которые открывает ТОСЭР перед предпринимателями, можно узнать из многих информационных источников. Выберите, пожалуйста, из предложенного ниже списка не больше 3-х источников информации по этой теме, которым Вы доверяете больше, чем другим:
  1. такие же предприниматели, как и я
  2. губернатор Самарской области, областные министры
  3. представители бизнес объединений, бизнес-сообществ
  4. мэр г.о.Тольятти, руководители структурных подразделений мэрии
  5. эксперты, ученые, журналисты
  6. депутаты Самарской областной и Тольяттинской городской думы

О рисках, связанных с участием в проекте ТОСЭР «Тольятти».

По 5-балльной шкале предпринимателям было предложено оценить возможные риски, связанные с участием в проекте ТОСЭР. Всего в анкету было включено 6 таких рисков. Формулировку рисков подсказали обсуждения темы в ТПП, в мэрии, городской думе, на форуме. Кроме того, каждый отвечающий мог вписать в анкету и название того риска, которого не был поименован. Кстати сказать, никто этого не сделал. Следовательно, предложенный анкетой перечень более-менее исчерпывающий.

Независимо от того, допускаете ли Вы в настоящий момент для себя возможность стать резидентом ТОСЭР «Тольятти» или не допускаете, оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале каждый из рисков, которые могут ждать будущих резидентов ТОСЭР «Тольятти» ( 1 - риск минимальный, 5 — максимальный):

  1. возможность изменения властью условий соглашения входе реализации проекта
  2. чрезмерное вмешательство представителей властей в бизнес резидентов
  3. ухудшение социально-экономической ситуации в Тольятти
  4. обыкновенная возможность неуспеха самого проекта как любого нового дела
  5. ухудшение общей социально-экономической ситуации в стране
  6. ненужная публичность, чрезмерная открытость для реализации бизнес-проекта
В ответах ни один из рисков не превысил даже 4, не говоря уже о 5 баллах.
Больше остальных рисков предприниматели опасаются:
- возможного изменения властью условий соглашения в ходе реализации проекта — 3,67
- чрезмерного вмешательства представителей властей в бизнес резидентов — 3,42.
(чем больше масштаб предприятия — КУАЗ, СИБУР, АКОМ — тем меньше опасений такого вмешательства)
Беспокоит их и вероятность ухудшения социально-экономической ситуации в Тольятти — 3,17, в меньшей степени — такое же ухудшение в целом в стране — 2,67.
Не сбрасывают со счетов они и возможность провала самого инвестиционного проекта — 3,04.
Разъяснение вероятности или невероятности первых двух рисков не требует от авторов проекта каких-то особых усилий и понимания как будет изменяться социально-экономическая ситуация в городе и в стране. Но этот аспект вообще отсутствует в информационных материалах.

Об оценке привлекательности «пряников», льгот, преференций, связанных с участием в проекте ТОСЭР.

В отличие от оценки рисков, при которой ни один из них не превысил 4 баллов, при оценке льгот только преференция по уплате налога на землю «не дотянула» до 4 баллов — 3,79.
Все остальные льготы оценивались выше 4 баллов, а льгота по страховым выплатам получила практически максимально возможный балл — 4,92.
Другими словами, информация о льготах, которую и тиражирует мэрия в своих информационных материалах, действительно, привлекательна для будущих или возможных резидентов (не забываем при этом о том, что ответами на анкету пренебрегли 90% получивших ее предпринимателей).
Такую информацию в дальнейшем следует только наращивать. Другое дело, что предприниматели знают о наличии у медали двух сторон. Отсутствие информации о рисках не позволяет полностью доверять информации о преференциях.

Оцените, пожалуйста, по шкале из 5 баллов привлекательность для Вас предлагаемых резидентам ТОСЭР "Тольятти" льгот. (5 - очень привлекательно, 1 - совсем не привлекательно)


  1. Страховые выплаты
  2. Налог на прибыль в региональный бюджет
  3. Налог на имущество
  4. Налог на прибыль в федеральный бюджет
  5. Налог на землю
Не исключено, что именно поэтому при доминировании позитивной информации о ТОСЭР у интересующихся этим предложением предпринимателей нет такого же превосходства в положительной оценке перспектив участия в проекте.
Почти 30% ответивших на вопросы анкеты предпринимателей считает, что перспектив в развитии бизнеса участие в ТОСЭР имеет гораздо больше, чем рисков.
Около 17% предпринимателей полагает, что больше рисков. Каждый второй (54%) думает, что рисков и перспектив 50 на 50.

На базе имеющейся у Вас информации оцените, пожалуйста, чего больше в статусе резидента ТОСЭР «Тольятти»: перспектив развития для Вашего бизнеса или возможных рисков?



Об утвержденном Порядке получения статуса резидента.

Лишь 1 из 10 ответивших на анкету предпринимателей о существовании такого Порядка узнал из полученной анкеты.. Оставшиеся распределились на две примерно между собой равные группы:
- имели возможность ознакомиться с утвержденным Порядком и воспользовались этой возможностью — 45.8%,
- слышали и знают о существовании такого Порядка, но сами еще не ознакомились — 41.7%.

В ноябре 2016 года Постановлением Правительства Самарской области утвержден порядок получения статуса резидента ТОСЭР «Тольятти». Была ли у Вас возможность с ним ознакомиться?


Выводы и предложения.
  
В логической цепочке «узнал о ТОСЭР — познакомился с материалами о ТОСЭР — начал сбор необходимых документов для участия в проекте ТОСЭР» узким местом является именно сама «покупка», хотя «покупателю» - предпринимателю предложение об участии в проекте ТОСЭР больше нравится, чем не нравится.
Предприниматели указывают на отсутствие не просто информации о ТОСЭР, а информации о рисках участия в проекте.
Предприниматели больше чем кому-либо доверяют таким же предпринимателям, а эта позиция в информационном поле практически отсутствует. Безусловно, пример первых резидентов повлияет на изменение отношения к проекту сомневающихся и колеблющихся.
Однако об участии - подали заявку или вот-вот подадут - на сегодня заявляют (судя по материалам анкетирования) только представители крупных промышленных предприятий. Значит, существует возможность появления нового «риска» - «ТОСЭР придуман исключительно для больших».

Контакты для связи

Департамент экономического развития
мэрии городского округа Тольятти
8 (8482) 54 12 72

Богданов Дмитрий Юрьевич
Руководитель департамента экономического развития
Е-mail: bogdanov@tgl.ru

Петрова Людмила Валериевна
Начальник отдела инвестиций и стратегического планирования
департамента экономического развития
Е-mail: petrovalv@tgl.ru
8 (8482) 54 37 11